Fast facts

Less than 10% of children

Could access early childhood care and education in one-third of countries in 2011.

Quote of the month

Recruiting the right people, training them and supporting teachers lay a sound foundation to fulfill every child’s right to quality learning.

Jo Bourne, UNICEF Associate Director and Global Chief of Education

The situation of children

Education

Uzbekistan has a universal formal education system. Compulsory education in the nation covers twelve years, of which nine are completed at primary and general secondary schools, and three at academic lyceums or vocational colleges. Preschool education is not compulsory.

In 2012 Uzbekistan developed an evidence-based Education Sector Plan for the period from 2013 to 2017, which is on the way to being approved. This initiative is a commitment to the further strengthening of the education sector, as well as involvement in a partnership to improve education globally. The Plan identifies key strategic areas for improvement in policy, infrastructure, staff development, and monitoring throughout the education sector. [1]

According to 2012 official statistics, preschool education has an enrolment rate of 22.7 per cent. Preschool coverage is higher in Tashkent (53.9 per cent) and other cities, as compared to some rural areas [2]. Joint efforts by the Ministry of Public Education, the Ministry of Finance and the Women’s Committee have been initiated in 2011 in order to analyse the situation and define a financially-viable strategy to facilitate wider access and improved quality.

In 2011 an international model of Early Learning Development Standards was adopted for preschool institutions, which sets standards for early childhood development in the physical, cognitive, social, emotional, and linguistic fields. These standards will provide a basis for the monitoring and improvement of the preschool system of Early Childhood Development. A new national curriculum (Bolajon) was developed by the Ministry of Public Education, providing educators with tools for implementing the new standards. The new curriculum has yet to be assessed for its level of implementation or effectiveness.

Enrolment in primary education is high in Uzbekistan. All sources indicate that gross enrolment stands at least at 95 per cent. At the same time, the Commission on Minors’ Affairs under the Cabinet of Ministers has determined that there are non-attendance issues in general secondary schools (for ages 7 to 15) and colleges (for ages 16 to 19), that need to be addressed for further improvement.

In the framework of quality improvement, the Ministry of Public Education has developed an action plan to monitor and improve quality of education, based on the international model of child-friendly schools. Uzbekistan has its own student evaluation system which is conducted by the Ministry of Public Education and the Ministry of Higher and Secondary Special Education, in cooperation with the State Testing Centre.

National reports indicated that there were almost 87,900 people less than 16 years with disabilities in Uzbekistan in 2011. A Resolution on Procedures for the Introduction of Inclusive Education for Disabled Children was adopted by the Ministries of Health, Public Education, Higher and Special Secondary Education, and Labour and Social Protection in 2010. Starting the implementation of this resolution will facilitate greater inclusion. Students with special needs currently have little opportunity to study beyond Grade Nine, as there are only two colleges designated to accept them.

Health

The healthcare system in Uzbekistan includes facilities that provide, among other services, maternal and child healthcare at national, regional, district and local level, through a system of maternity hospitals and departments, and a network of rural primary care units.

A 2009 Presidential Decree set the further enhancement of Maternal and Child Health as a priority. Progress within the maternal and child health sector is the result of on-going reforms. In 2012 the establishment of the Coordination Council on Maternal and Child Health was an additional important step towards strengthened coordination. In fact this mechanism, led by the Ministry of Health and including government agencies and international partners, allows for an integrated approach to the reforms. It also serves as a platform for policy discussions, and for the exchange of experience and support. The Ministry of Health has prioritised quality improvement of mother and child health services, including the future strengthening of perinatal care, through an Extended Programme on Immunisation (EPI) and the Integrated Management of Childhood Illnesses (IMCI). By signing the ‘A Promise Renewed’ pledge in 2012, the Ministry recommitted its efforts to further reduce child mortality, and to ensure that no child dies fr om preventable causes.

With regards to the nutritional status of women and children, over the last years the country has taken several measures to tackle micronutrient deficiencies, including the supplementation of multivitamins for pregnant women, Vitamin A supplementation for children, and flour and salt fortification programmes. The Law on ‘Prevention of Micronutrient Deficiencies among the population of Uzbekistan’ [3] was passed in 2010, and is one of the key normative frameworks that facilitate micronutrient deficiencies mitigation programmes, including food fortification, multivitamins supplementation, and community-based nutrition interventions. Such measures have so far produced positive results. The continued systematic implementation, monitoring and analysis of achievements should address the remaining challenges, considering that national data has indicated a 33.5 per cent rate of iodine deficiency among the population in 2012 [4], a 39 per cent prevalence of iodine deficiency disorders among children in 2014, and a 54 per cent [5] prevalence of anaemia among pregnant women in 2010.

The prevalence of thyroid gland disease (goitre) among children constituted 34 per 1,000 in 2011, while iron deficient anaemia was found in more than 61 per cent of 3-year old children in 1996 (DHS 1996) and in 58.7 per cent in 2002 (DHS 2002). Among these children about 28 per cent suffered fr om moderate anaemia. The overall anaemia rate among the country’s population dropped fr om 51.3 per cent in 2004 to 27.8 per cent in 2007 (GAIN, LC-LQAS Survey report 2013). However, this is average country data which does not show the regional situation. Further countrywide research on iron deficient anaemia is required.

The national exclusive breastfeeding (EBF) rate has increased to 90 per cent on discharge from maternities, but declines to 30-50 per cent in the following months. In this regard, the Ministry of Health has been implementing several promotion strategies, including strengthening the counselling capacity of maternity and primary healthcare professionals. Government monitoring has confirmed that the areas wh ere this approach has been implemented have seen an increase in EBF and continuous breastfeeding practices.

Official figures have indicated a drop in new HIV cases in the country, from 4016 in 2009 to 3584 in 2011. [6] The proportion of women among those officially registered with the virus has increased. Accordingly, the government has focused on preventing mother to child transmission, has provided counselling and testing for pregnant women in obstetric facilities, and for couples intending to marry. With the support of UNICEF, seven day-care centres have been established in six regions to provide psycho-social support to children, women and families affected by HIV. Complementary support networks for families have also been created. At the same time, there is a need for increased testing and support for groups most at risk of infection, including most-at-risk adolescents.

With regards to water, sanitation and hygiene conditions, gaps in hygiene knowledge at the household level and access to facilities among some parts of the population require attention. According to official statistics, access to piped water and centralised sewage systems vary across the country. Such circumstances can lead to a high prevalence of sanitation- and hygiene-related diseases. To tackle this issue, in 2012 the Ministry of Health adopted the National Hygiene Promotion and Deworming Strategy based on evidence produced in three pilot regions, wh ere new hygiene promotion and deworming interventions led to a 40 per cent decrease in helminthic prevalence [7]

Child protection

Uzbekistan has inherited from the Soviet times protection policies that are geared mostly towards institutionalisation. According to National sources there were at least 34,817 children living in various types of residential institution in 2010-11, such as infant homes, ‘Mekhribonlik’ children’s homes, boarding schools for children with special needs and from low-income families, family-type children’s homes and SOS villages.

The government has recently started developing the State Programme on Child Care Reform for the period from 2013 to 2015. This multi-sectoral process will facilitate an integrated approach to reviewing legislative and normative frameworks, and ensuring enhanced coordination among the State actors that hold responsibilities in child care. While the Reform Programme is on the way, a range of actions have already been undertaken as part of the child care agenda. Social work has been recognised as a profession, and recently the first official positions for social workers have been created in infant and children homes. However further steps are required to ensure a more systematic approach to guaranteeing the sustainability of social work practices in the country. The development of gate-keeping and community-based prevention services are also critical actions to ensure smooth and sustainable child care reform in the country.

According to official statistics, of the 93,918 persons who committed crimes in 2010, 2,659 were under 18 years of age. [8] Publicly-available data regarding children in contact with but not necessarily in conflict with the law, as well as the availability of specific services directed to protect their interests, is lim ited. In 2010 the Parliament passed a Law on the Prevention of Child Neglect and Juvenile Delinquency, [9] which contains plans for preventing child neglect and children coming into conflict with the law.

Besides the allocation of human and financial resources the implementation of the law requires the further development of secondary legislation, and the expansion of the role of social work agencies in carrying out prevention measures.

[1] The Ministry of Public Education, Education Sector Plan Draft Version, 5 October 2012, UNICEF

[2] The Ministry of Public Education data, released by State Statistics Committee

[3] The Law RUz -251 of 7 June 2010.

[4] Figures provided by Republican Specialized Scientific Practical Medical Center of Endocrinology

[5] GOSCOMSTAT 2010

[6] Administrative data by the Ministry of Health

[7] Data from the Republican State Centre for Sanitary and Epidemiological Surveillance, 2012

[8] The State Committee on Statistics, Social Development and Living Standards in Uzbekistan, 2011

[9] Law 263 of 29 September 2010

Цифры и факты

56%-ное снижение

Снижение смертности детей в возрасте до 5 лет произошло в странах ЦВЕ и СНГ с 1990 по 2011 гг.

Цитата месяца

Мы находимся на пороге ликвидации передачи ВИЧ от матери ребенку в последующие несколько лет. Продолжая работу в этом направлении, мы также должны помнить, насколько важна вторая декада жизни ребенка – подростковая фаза. Мы убеждены в том, что дети имеют право рождаться без ВИЧ-инфекции и быть свободными от ВИЧ до их взросления

Крэг МакКлуре, руководитель отдела по проблемам ВИЧ/СПИД ЮНИСЕФ

Положение детей

Образование


Система образования Узбекистана является всеобщей и официальной. Обязательное образование покрывает 12 лет, девять из которых отведены образованию в начальных и средних школах. Последующие три года завершаются в академических лицеях и профессиональных колледжах. Дошкольное образование не является обязательной.

В 2012 году Узбекистан разработал рабочий план сектора образования на период 2013—2017 гг., который находится на стадии утверждения. Данная инициатива является знаком решимости страны и далее укреплять сектор образования, а также готовности к партнерству для дальнейшего совершенствования образования по всему миру. План определяет основные стратегические области для совершенствования мер политики, инфраструктуры, кадрового развития, а также мониторинга по всему сектору образования.

Согласно официальной статистике на 2012 г. степень охвата населения дошкольным образованием составляет 22,7%. Показатель охвата дошкольным образованием выше в г. Ташкенте (53,9%) и в других городах по сравнению с некоторыми сельскими населенными пунктами. В 2011 г. была инициирована совместная работа Министерства народного образования, Министерства финансов и Комитета женщин с целью анализа текущего состояния и определения финансово обеспеченной стратегии для способствования обеспечению более широкого доступа и лучшего качества.

В 2011 г. была адаптирована международная модель Стандартов раннего развития для дошкольных образовательных учреждений, которая определяет стандарты раннего детского развития в части физических, когнитивных, социальных, психических и языковых способностей. Данные стандарты послужат базой для мониторинга и совершенствования системы дошкольного образования раннего детского развития. Министерством народного образования разработана новая национальная программа (Болажон), нацеленная предоставлению преподавателям необходимых навыков для реализации новых стандартов. Новой программе пока еще предстоит пройти оценку для определения степени реализации и эффективности.

Узбекистан имеет высокие показатели по охвату начальным образованием. Все источники указывают на то, что показатель общего охвата находится не ниже 95%. В то же время Комиссия по делам несовершеннолетних при Министерстве юстиции определила наличие случаев непосещения учебы на уровнях общего среднего образования (возрастная группа с 7 до 16 лет) и колледжей (возрастная группа с 16 до 19 лет). Данная проблема должна быть разрешена на пути дальнейшего развития системы образования.

В части повышения качества образования Министерством народного образования разработан план мероприятий для мониторинга и повышения качества образования на базе международной модели школ дружелюбного отношения к детям. В Узбекистане используется собственная система оценки обучающихся, которая реализуется Министерством народного образования и Министерством высшего и среднего специального образования в сотрудничестве с Государственным тестовым центром.

В Национальном докладе указано, что по состоянию на конец 2011 г. в стране проживало почти 87 900 детей с инвалидностью в возрасте до 16 лет. В 2010 г. принято совместное решение Министерства здравоохранения, Министерства народного образования и Министерства высшего и среднего специального образования, а также Министерства труда и социальной защиты населения о порядке внедрения инклюзивного образования детей с инвалидностью. Начало реализации данного решения будет способствовать большей вовлеченности. Учащиеся с особыми нуждами имеют небольшие возможности продолжить обучение после 9 классов, так как только два колледжа в стране предназначены для предоставления образования таким ученикам.

Здравоохранение


Система здравоохранения Узбекистана включает в себя учреждения, которые, в числе других услуг предоставляют и услуги по материнскому и детскому здравоохранению на национальном, региональном, районном и местном уровнях через систему родильных домов и отделений, а также сети сельских врачебных пунктов.

Указом Президента Республики Узбекистан, принятым в 2009 г., вопрос совершенствования охраны материнства и детства включен в список приоритетных задач. Прогресс, достигнутый в секторе охраны материнства и детства является результатом продолжающихся реформ. Создание в 2012 г. Координационного совета по программам охраны материнства и детства явилось ещё одним важным шагом в усилении координации. Данный механизм, возглавляемый Министерством здравоохранения Республики Узбекистан и включающий в себя ряд ведомств и международных партнерских организаций, направлен на выработку интегрированного подхода к реформам и служит платформой для обсуждения осуществляемой политики, обмена опытом и предоставления содействия. Министерство здравоохранения обозначило приоритетом улучшение качества услуг по охране здоровья матери и ребенка путем дальнейшего укрепления перинатальной помощи, а также Расширенной программы по иммунизации (РПИ) и Интегрированного ведения болезней детского возраста (ИВБДВ). Подписанием подтверждения обязательств «Приверженность делу обеспечения выживания детей» в 2012 г. Министерство подчеркнуло свою приверженность к делу дальнейшего снижения детской смертности и обеспечения недопущения смерти ни одного ребенка от причин, которые могли быть предотвращены.

В части улучшения питания женщин и детей в стране за последние годы был предпринят ряд мероприятий, направленных на решение проблем дефицита питательных микроэлементов, включая программы по обогащению питания беременных женщин поливитаминами, саплементации витамина, А для детей, обогащению муки и соли. В 2010 году был принят Закон Республики Узбекистан «О профилактике микронутриентной недостаточности среди населения» , который служит одним из составляющих нормативно-правовой базы, направленной на поддержку программ по снижению уровня микронутриентной недостаточности, включая программу по обогащению продуктов питания, саплементации поливитаминами, а также мероприятий на уровне сообществ. На сегодняшний день целый ряд позитивных результатов был достигнут на основе вышеперечисленных мероприятий. Непрерывная и систематическая реализация, мониторинг и анализ достигнутых результатов, должны решить остающиеся вопросы, с учетом того, что согласно национальной статистике в 2012 г. уровень йододефицита среди населения страны составил 33,5% , уровень йододефицитных заболеваний среди детей в 2011 г. — 39%4, распространенность анемии среди беременных женщин в 2010 г. — 54% .

Распространенность заболеваний щитовидной железы (зоба) среди детей составила 34 промилле. Если в 1996 г. железодефицитная анемия была обнаружена у 61% детей в возрасте 3 лет (DHS 1996), то в 2002 г. этот показатель составил 58,7% (DHS 2002). В то же время 28% из них имели анемию средней сложности. Распространенность анемии среди населения страны снизилась с 51,3% в 2004 г. до 27,8% в 2007 г. (GAIN, LC-LQAS Survey report 2013). Однако, эти данные отражают средний показатель по стране и не раскрывают ситуацию в регионах по отдельности. В связи с этим требуется проведение дальнейшего исследования в стране по распространенности железодефицитной анемии.

Показатель исключительного грудного вскармливания (ИГВ) на момент выписки из родильных домов достиг уровня 90%. Однако в течение последующих месяцев данные показатель снижается до 30–50%. По данной проблеме Министерством здравоохранения реализовывались несколько стратегий, включая стратегии, направленные на укрепление консультационного потенциала сотрудников учреждений родовспоможения и первичного звена здравоохранения. Мониторинг, проведенный государством, подтвердил рост ИГВ и последующего продолжения грудного вскармливания в регионах, где был применен данный подход.

Официальные данные указывают на снижение темпов обнаружения новых случаев ВИЧ в стране, а именно, с 4016 в 2009 г. до 3548 в 2011 г. Однако повысилась доля женщин среди официально зарегистрированных случаев заражения вирусом. В данном направлении государство уделило особое внимание предотвращению передачи вируса от матери ребенку, консультированию и тестированию женщин в родовспомогательных учреждениях, а также молодых, намеревающихся вступить в брак. При содействии ЮНИСЕФ в 6 регионах страны были созданы 7 центров дневного ухода, специализирующихся на предоставлении психологической и социальной поддержки детям, женщинам и семьям, пострадавшим от ВИЧ. Также созданы сети дополнительной поддержки семьям. В то же время, существует потребность в расширении тестирования и поддержки для групп повышенного риска инфицирования, включая подростков, входящих в группу повышенного риска.

Что касается вопросов водоснабжения, санитарии и гигиены, недостаточность знаний в области гигиены на уровне домашних хозяйств, а также вопросы доступности соответствующих сооружений для некоторых групп населения, требуют особого внимания. Согласно официальной статистике, показатели доступности водопроводных сетей и централизованной системы канализации варьируют в регионах страны. Подобные обстоятельства могут привести к распространенению заболеваний, связанных с санитарно-гигиеническими условиями. Для решения данной проблемы в 2012 г. Министерством здравоохранения была принята Национальная стратегия дегельминтизации и гигиены. Она основана на результатах исследований, проведенных в трех пилотных регионах страны, где мероприятия по продвижению гигиены и дегельминтизации привели к снижению гельминтозов в среднем на 40 процентов.

Защита детей


Узбекистан унаследовал от эпохи СССР меры по защите детей, которые главным образом были направлены на институциализацию. Согласно национальным источникам в 2010—2011 гг. 34 817 детей в стране жили в различных учреждениях, в таких, как например, дома младенцев, детские дома «Мехрибонлик», школы-интернаты для детей с особыми нуждами и детей из малообеспеченных семей, детские дома семейного типа, и городки SOS.

Узбекистан приступил к разработке Государственной программы по реформированию сферы охраны детства на 2013—2015 гг. Данный межведомственный процесс будет способствовать формированию интегрированного подхода к пересмотру законодательной и нормативной базы, обеспечивающей расширение координации между государственными органами, ответственными за охрану ребенка. Наряду с процессом разработки программы реформ был осуществлен целый ряд мероприятий в сфере охраны ребенка. Социальная работа была признана профессией. В связи с этим были сформированы первые официальные должности социального работника в домах младенцев и детских домах. Однако потребуются дальнейшие шаги для реализации более системного подхода на пути обеспечения устойчивого развития в стране социальной работы как вида деятельности. Развитие гейткипинга и превентивных услуг на уровне сообществ также считаются важными мерами в контексте обеспечения равномерного и устойчивого хода реформ в сфере охраны детства.

Согласно официальной статистике, в 2010 г. 2 659 из 93 918 правонарушителей были детьми в возрасте до 18 лет. Общедоступные данные по детям, вступившим в контакт, но не обязательно — в конфликт с законом, а также данные о специальных услугах, направленных на защиту их интересов, ограничены. В 2010 г. Парламент страны принял Закон о профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, который включает в себя план мероприятий по профилактике безнадзорности среди детей и вступлению детей в конфликт с законом.

Кроме направления финансовых и людских ресурсов, реализация закона требует дальнейшего развития вторичного законодательства, а также расширения роли учреждений социальной работы в реализации мер профилактики.