Цифры и факты

56%-ное снижение

Снижение смертности детей в возрасте до 5 лет произошло в странах ЦВЕ и СНГ с 1990 по 2011 гг.

Цитата месяца

Мы находимся на пороге ликвидации передачи ВИЧ от матери ребенку в последующие несколько лет. Продолжая работу в этом направлении, мы также должны помнить, насколько важна вторая декада жизни ребенка – подростковая фаза. Мы убеждены в том, что дети имеют право рождаться без ВИЧ-инфекции и быть свободными от ВИЧ до их взросления

Крэг МакКлуре, руководитель отдела по проблемам ВИЧ/СПИД ЮНИСЕФ

Положение детей

Образование


Система образования Узбекистана является всеобщей и официальной. Обязательное образование покрывает 12 лет, девять из которых отведены образованию в начальных и средних школах. Последующие три года завершаются в академических лицеях и профессиональных колледжах. Дошкольное образование не является обязательной.

В 2012 году Узбекистан разработал рабочий план сектора образования на период 2013—2017 гг., который находится на стадии утверждения. Данная инициатива является знаком решимости страны и далее укреплять сектор образования, а также готовности к партнерству для дальнейшего совершенствования образования по всему миру. План определяет основные стратегические области для совершенствования мер политики, инфраструктуры, кадрового развития, а также мониторинга по всему сектору образования.

Согласно официальной статистике на 2012 г. степень охвата населения дошкольным образованием составляет 22,7%. Показатель охвата дошкольным образованием выше в г. Ташкенте (53,9%) и в других городах по сравнению с некоторыми сельскими населенными пунктами. В 2011 г. была инициирована совместная работа Министерства народного образования, Министерства финансов и Комитета женщин с целью анализа текущего состояния и определения финансово обеспеченной стратегии для способствования обеспечению более широкого доступа и лучшего качества.

В 2011 г. была адаптирована международная модель Стандартов раннего развития для дошкольных образовательных учреждений, которая определяет стандарты раннего детского развития в части физических, когнитивных, социальных, психических и языковых способностей. Данные стандарты послужат базой для мониторинга и совершенствования системы дошкольного образования раннего детского развития. Министерством народного образования разработана новая национальная программа (Болажон), нацеленная предоставлению преподавателям необходимых навыков для реализации новых стандартов. Новой программе пока еще предстоит пройти оценку для определения степени реализации и эффективности.

Узбекистан имеет высокие показатели по охвату начальным образованием. Все источники указывают на то, что показатель общего охвата находится не ниже 95%. В то же время Комиссия по делам несовершеннолетних при Министерстве юстиции определила наличие случаев непосещения учебы на уровнях общего среднего образования (возрастная группа с 7 до 16 лет) и колледжей (возрастная группа с 16 до 19 лет). Данная проблема должна быть разрешена на пути дальнейшего развития системы образования.

В части повышения качества образования Министерством народного образования разработан план мероприятий для мониторинга и повышения качества образования на базе международной модели школ дружелюбного отношения к детям. В Узбекистане используется собственная система оценки обучающихся, которая реализуется Министерством народного образования и Министерством высшего и среднего специального образования в сотрудничестве с Государственным тестовым центром.

В Национальном докладе указано, что по состоянию на конец 2011 г. в стране проживало почти 87 900 детей с инвалидностью в возрасте до 16 лет. В 2010 г. принято совместное решение Министерства здравоохранения, Министерства народного образования и Министерства высшего и среднего специального образования, а также Министерства труда и социальной защиты населения о порядке внедрения инклюзивного образования детей с инвалидностью. Начало реализации данного решения будет способствовать большей вовлеченности. Учащиеся с особыми нуждами имеют небольшие возможности продолжить обучение после 9 классов, так как только два колледжа в стране предназначены для предоставления образования таким ученикам.

Здравоохранение


Система здравоохранения Узбекистана включает в себя учреждения, которые, в числе других услуг предоставляют и услуги по материнскому и детскому здравоохранению на национальном, региональном, районном и местном уровнях через систему родильных домов и отделений, а также сети сельских врачебных пунктов.

Указом Президента Республики Узбекистан, принятым в 2009 г., вопрос совершенствования охраны материнства и детства включен в список приоритетных задач. Прогресс, достигнутый в секторе охраны материнства и детства является результатом продолжающихся реформ. Создание в 2012 г. Координационного совета по программам охраны материнства и детства явилось ещё одним важным шагом в усилении координации. Данный механизм, возглавляемый Министерством здравоохранения Республики Узбекистан и включающий в себя ряд ведомств и международных партнерских организаций, направлен на выработку интегрированного подхода к реформам и служит платформой для обсуждения осуществляемой политики, обмена опытом и предоставления содействия. Министерство здравоохранения обозначило приоритетом улучшение качества услуг по охране здоровья матери и ребенка путем дальнейшего укрепления перинатальной помощи, а также Расширенной программы по иммунизации (РПИ) и Интегрированного ведения болезней детского возраста (ИВБДВ). Подписанием подтверждения обязательств «Приверженность делу обеспечения выживания детей» в 2012 г. Министерство подчеркнуло свою приверженность к делу дальнейшего снижения детской смертности и обеспечения недопущения смерти ни одного ребенка от причин, которые могли быть предотвращены.

В части улучшения питания женщин и детей в стране за последние годы был предпринят ряд мероприятий, направленных на решение проблем дефицита питательных микроэлементов, включая программы по обогащению питания беременных женщин поливитаминами, саплементации витамина, А для детей, обогащению муки и соли. В 2010 году был принят Закон Республики Узбекистан «О профилактике микронутриентной недостаточности среди населения» , который служит одним из составляющих нормативно-правовой базы, направленной на поддержку программ по снижению уровня микронутриентной недостаточности, включая программу по обогащению продуктов питания, саплементации поливитаминами, а также мероприятий на уровне сообществ. На сегодняшний день целый ряд позитивных результатов был достигнут на основе вышеперечисленных мероприятий. Непрерывная и систематическая реализация, мониторинг и анализ достигнутых результатов, должны решить остающиеся вопросы, с учетом того, что согласно национальной статистике в 2012 г. уровень йододефицита среди населения страны составил 33,5% , уровень йододефицитных заболеваний среди детей в 2011 г. — 39%4, распространенность анемии среди беременных женщин в 2010 г. — 54% .

Распространенность заболеваний щитовидной железы (зоба) среди детей составила 34 промилле. Если в 1996 г. железодефицитная анемия была обнаружена у 61% детей в возрасте 3 лет (DHS 1996), то в 2002 г. этот показатель составил 58,7% (DHS 2002). В то же время 28% из них имели анемию средней сложности. Распространенность анемии среди населения страны снизилась с 51,3% в 2004 г. до 27,8% в 2007 г. (GAIN, LC-LQAS Survey report 2013). Однако, эти данные отражают средний показатель по стране и не раскрывают ситуацию в регионах по отдельности. В связи с этим требуется проведение дальнейшего исследования в стране по распространенности железодефицитной анемии.

Показатель исключительного грудного вскармливания (ИГВ) на момент выписки из родильных домов достиг уровня 90%. Однако в течение последующих месяцев данные показатель снижается до 30–50%. По данной проблеме Министерством здравоохранения реализовывались несколько стратегий, включая стратегии, направленные на укрепление консультационного потенциала сотрудников учреждений родовспоможения и первичного звена здравоохранения. Мониторинг, проведенный государством, подтвердил рост ИГВ и последующего продолжения грудного вскармливания в регионах, где был применен данный подход.

Официальные данные указывают на снижение темпов обнаружения новых случаев ВИЧ в стране, а именно, с 4016 в 2009 г. до 3548 в 2011 г. Однако повысилась доля женщин среди официально зарегистрированных случаев заражения вирусом. В данном направлении государство уделило особое внимание предотвращению передачи вируса от матери ребенку, консультированию и тестированию женщин в родовспомогательных учреждениях, а также молодых, намеревающихся вступить в брак. При содействии ЮНИСЕФ в 6 регионах страны были созданы 7 центров дневного ухода, специализирующихся на предоставлении психологической и социальной поддержки детям, женщинам и семьям, пострадавшим от ВИЧ. Также созданы сети дополнительной поддержки семьям. В то же время, существует потребность в расширении тестирования и поддержки для групп повышенного риска инфицирования, включая подростков, входящих в группу повышенного риска.

Что касается вопросов водоснабжения, санитарии и гигиены, недостаточность знаний в области гигиены на уровне домашних хозяйств, а также вопросы доступности соответствующих сооружений для некоторых групп населения, требуют особого внимания. Согласно официальной статистике, показатели доступности водопроводных сетей и централизованной системы канализации варьируют в регионах страны. Подобные обстоятельства могут привести к распространенению заболеваний, связанных с санитарно-гигиеническими условиями. Для решения данной проблемы в 2012 г. Министерством здравоохранения была принята Национальная стратегия дегельминтизации и гигиены. Она основана на результатах исследований, проведенных в трех пилотных регионах страны, где мероприятия по продвижению гигиены и дегельминтизации привели к снижению гельминтозов в среднем на 40 процентов.

Защита детей


Узбекистан унаследовал от эпохи СССР меры по защите детей, которые главным образом были направлены на институциализацию. Согласно национальным источникам в 2010—2011 гг. 34 817 детей в стране жили в различных учреждениях, в таких, как например, дома младенцев, детские дома «Мехрибонлик», школы-интернаты для детей с особыми нуждами и детей из малообеспеченных семей, детские дома семейного типа, и городки SOS.

Узбекистан приступил к разработке Государственной программы по реформированию сферы охраны детства на 2013—2015 гг. Данный межведомственный процесс будет способствовать формированию интегрированного подхода к пересмотру законодательной и нормативной базы, обеспечивающей расширение координации между государственными органами, ответственными за охрану ребенка. Наряду с процессом разработки программы реформ был осуществлен целый ряд мероприятий в сфере охраны ребенка. Социальная работа была признана профессией. В связи с этим были сформированы первые официальные должности социального работника в домах младенцев и детских домах. Однако потребуются дальнейшие шаги для реализации более системного подхода на пути обеспечения устойчивого развития в стране социальной работы как вида деятельности. Развитие гейткипинга и превентивных услуг на уровне сообществ также считаются важными мерами в контексте обеспечения равномерного и устойчивого хода реформ в сфере охраны детства.

Согласно официальной статистике, в 2010 г. 2 659 из 93 918 правонарушителей были детьми в возрасте до 18 лет. Общедоступные данные по детям, вступившим в контакт, но не обязательно — в конфликт с законом, а также данные о специальных услугах, направленных на защиту их интересов, ограничены. В 2010 г. Парламент страны принял Закон о профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, который включает в себя план мероприятий по профилактике безнадзорности среди детей и вступлению детей в конфликт с законом.

Кроме направления финансовых и людских ресурсов, реализация закона требует дальнейшего развития вторичного законодательства, а также расширения роли учреждений социальной работы в реализации мер профилактики.